Статья написана для этого сайта и размещение её полностью или каких-либо частей на других ресурсах возможно только с разрешения автора.

 

      Олег Лобачёв              Советы от чайника

  Часть 2. Повышаем резкость



   

    "О резкость, резкость, кто тебя усеял мёртвыми костями?" - прямо в тему, если слегка перефразировать классика...
Сколько было про это дело написано, сколько было сказано, а воз и ныне там... И размытых, замыленных картинок хватает, и таких, где все тёмные элементы белыми полосами окаймлены - тоже немеряно. И совсем нередко, когда на вопрос про подобную обработку "Зачем же её было вот так-то?" получаешь ответ в духе "Оно так само получается". Интересно, а почему же тогда "вот так" получается не у всех? Давайте попробуем в очередной раз разобраться в этом деле. И не на реальных изображениях, а на моделях, поскольку в этом случае исключается всё лишнее. и открываем его в Фотошопе.

Скачиваем вот этот PSD файл (Рис.11)


Здесь видны три слоя: Background - серого цвета, Layer1 - размытая серая полоса и Layer2 - чёткая чёрная линия (Рис.12).


  Делаем рабочим слоем Layer1. Теперь при помощи инструмента "Лупа" или через панель Navigator уменьшаем масштаб видимого изображения до 25%. Сейчас мы видим нерезкую чёрную полосу на сером фоне: слой Layer1 работает как переходная зона между чёрной линией и фоном. Заходим в Image -> Adjustments -> Brightness/Contrast и начинаем изменять яркость. Для начала установим движок в положение, примерно, -70%. Смотрим на картинку - стало совсем уж нерезко. Теперь устанавливаем +30% - картинка становится более резкой. При +70% получаем хорошую, чётко видимую линию. При дальнейшем увеличении яркости вокруг чёрной полосы появится светлая окантовка и линия будет смотреться предельно резкой. А теперь проделайте те же самые операции, но при масштабе картинки 100%. Итак, что же происходит в действительности, ведь никаких процедур с Layer2 мы не делали? Так вот, шибко умные дяди и тёти утверждают, что резкость есть ни что иное, как величина контрастности перехода. В чём мы только что и убедились: прия ркости Layer1, равной +70%, он слился с фоном и контраст (для данной яркости фона) стал максимальным. Дальнейшее увеличение яркости привело к образованию светлой окантовки и повышению кажущейся резкости за счёт ещё большего возрастания контрастности перехода. Теперь, когда механизм этого дела стал понятен, картинку можно выкинуть и забыть. :-)
  Какие же инструменты можно использовать для повышения резкости? По поводу некоторых возможностей Neat Image пару слов было сказано, теперь будем разбираться с самим Фотошопом. Группа инструментов Фотошопа для этого дела находится вот  здесь: Filter -> Sharpen. Первые три фильтра предназначены для неконтролируемого повышения резкости и ими можно пользоваться, когда что-то с картинкой сделать надо, а шишечки двигать и головой думать - лениво. Посему и говорить о них нечего, кроме одного совета: не забывайте о том что после применения большинства фильтров можно использовать Edit -> Fade. Идём по списку ниже: Smart Sharpen. Честно сказать, особой "Смартности" в значении "разумный" я в нём не нахожу, а во тв значении "перемудрить" - хоть отбавляй... Впрочем, попробуйте сами.Только не забудьте переключить сиё чудо в Advanced Mode, а то в обычном режиме там всяческих пумпочек что-то маловато. Переключили? Теперь - полный вперёд! После того как седьмой пот сойдёт, может что-нить путное и получится. :-) Тем же, кто этой развлекухой не решился баловаться, предлагаю скачать файл Рис.13 и открыть его в ФШ, поскольку сейчас мы посмотрим на самый популярный в деле шарпления фильтр - Unsharp Mask.На его панели управления три вроде бы очевидных по своему назначению движка:
 

Amount, % - определяет степень воздействия фильтра на изображение;
Radius, pixels - ширина зоны обработки;
Threshold, levels - задаёт разницу в уровнях яркости соседних участков изображения, с которой начнётся обработка.
 
   Всё вроде бы как надо, однако если подумать, то возникают вопросы. Степень воздействия от 0 до 100% понятно что такое, но, к примеру, 137% - это как? Или с радиусом: что такое в растровой графике 0.5 пикселя или 2.7 тех же пикселей?

   Строго говоря, такого быть не может - пиксель он либо есть, либо его нет. Нет, это не к тому, что все эти значения - фуфель. Вовсе нет, речь идёт о том что этот фильтр, как и многие другие инструменты ФШ, работает несколько не так, как можно от него ожидать, глядя на панель управления. Так что советую немного потренироваться в его использовании на этой простенькой модельке, которую мы сейчас видим на экране. Попробуйте поставить Amount ~ 230%, Radius = 0.8 и Threshold = 12. Вроде бы неплохо получилось? Хотя никто не мешает сделать вот так: Amount ~ 90%, Radius = 0.5, Threshold = 4, затем жмём ОК, после этого снова идём в Filter и тыкаем в самую верхнюю строчку, где стоит название последнего использованного фильтра: "Unsharp Mask". В результате получаем приличную резкость и почти незаметную окантовку. Пара замечаний: установка значений Threshold в диапазоне 3 - 10 уменьшает подчёркивание шума фильтром, не забывайте об этом; вообще-то резкость лучше повышать не в цветовой модели RGB, а в Lab: в ней фильтр работает лучше и более гибко.Ещё один способ повышения резкости, методом корректирующего слоя. Лезем в History и всё, что понаделали с этой картинкой при помощи Unsharp Mask, отправляем в Корзину. Дублируем слой и на панели слоёв устанавливаем тип взаимодействия нового слоя как Overlay. Далее идём в Filter и выбираем Others -> High Pass. Единственная регулировка в нём - Radius.Установите 0.8 и жмите ОК. Порезчало? Теперь меняем тип взаимодействия на Vivid Light и Linear Light и изменяем значение Opacity. Никто не мешает сдублировать корректирующий слой и для каждого из них установить свой тип взаимодействия.
Посмотрите в качестве примера файл Рис.14.
 

И, наконец, ещё одно средство повышения резкости. Самое аккуратное, но и самое нудное. Вернём Рис.13 в исходное состояние,


в Панели инструментов выбираем Sharpen Tool и устанавливаем его в режим Normal, Strength 50%, кисть с мягкими краями радиусом ~ 20 пикселей. По левой полоск рисунка проводим кистью сверху вниз и снизу вверх.
   Переключаемся в Darken и делаем то же самое со второй полосой слева, а затем в режиме Lighten с третей слева; последняя полоска осталась в качестве контрольной. Возвращаемся к масштабу 100% и смотрим на результат. А теперь снова в Darken и по правой полосе, но уже четыре раза. Объяснять что-нибудь надо? :-) Этим способом можно повышать резкость не только всего изображения, но выборочно самых тонких линий и отдельных мелких элементов картинки, причём (при некотором опыте) без образования как светлой, так и тёмной окантовки. Но, повторюсь - очень нудный и кропотливый способ. О всяких разных плагинах ФШ, предназначенных для решения той же задачи, и не заикаюсь, поскольку количество их сегодня - немеряное, а в результат использования примерно один и тот же.

 

Все статьи:

Предисловие, или немного ни о чём.

Создаём программный комплекс обработки картинок

Шумопонижение

Повышаем резкость

Меняем размер

Компрессирование

обсудить на форуме

www.photoblues.ru  2006